Гран-при Бразилии получился далеко не самым драматичным этапом сезона, первая четвёрка финишных протоколов полностью соответствовала первой четвёрке стартовой решётки, а вся борьба за победу происходила исключительно в радиоэфире «Мерседеса». Сама по себе гонка на «Интерлагосе» по большей части запомнится яркой борьбой Макса Ферстаппена и распределением мест в Кубке конструкторов, однако сам Гран-при сейчас активно обсуждает пресса - в основном по околоспортивным причинам.
«Вместо признания - обвинения»
Третий подряд и уже одиннадцатый победный дубль в сезоне - казалось бы, для «Мерседеса» завершающийся сезон стал лёгкой прогулкой, но в последние недели каждое решение команды рассматривается под микроскопом, а в заголовки всё чаще пробираются теории заговоров, приправленные подозрениями в фаворитизме, тактической недальновидности и командной тактике.
«Формула-1 такая. Не важно, каким получился Гран-при, всё равно возникнут споры и разногласия. Пожалейте 'Мерседес'. Они снова победили, они снова доминировали, они разгромили команду с самым большим бюджетом и на круг опередили всех остальных, но вместо признания команда получила обвинения в свой адрес, - пишет Пит Гилл на сайте Sky Sports. - 'Мерседесу', вероятно, стоило дать Хэмилтону попробовать изменить стратегию, потому что их попытка сыграть честно изначально была не до конца справедливой, но утверждения, о том, что 'серебряные стрелы' должны были устроить хорошее шоу, мол, оба титула уже у них в кармане, это просто вздор».
Журналист отмечает, что тактика пилотов - личное дело команды, и критиковать Тото Вольфа и Ники Лауду за то, как они второй год подряд оставляют всех соперников позади - неразумно.
«Раз уж у 'Мерседеса' лучшая машина, у них есть полное право выигрывать так, как им нравится. Это право победителя. Если у кого-то есть претензии к тому, как они проводят гонки, выскажите их на трассе. Но, увы, ни у 'Феррари', отставшей более чем на десять секунд, ни у какой-то другой команды шансов против 'Мерседеса' на 'Интерлагосе' не было, - продолжает автор. - 'Мерседес' не мешал своим пилотам бороться. Ни разу по ходу всей дистанции инженеры не просили Хэмилтона перестать атаковать и не требовали от Росберга сбавить темп. Гран-при Бразилии действительно выдался снотворным, но в этом виноват не 'Мерседес', а его соперники, которые так и не смогли бросить вызов».
Его коллега Адам Купер в своём анализе на Motorsport пошёл ещё немного дальше и пришёл к выводу, что даже с переходом на альтернативную стратегию Хэмилтон вряд ли смог бы побороться с напарником - шины не выдержали бы дистанцию.
«Получилось бы у Льюиса выйти вперёд, мы уже никогда не узнаем, но нужно учитывать, что британцу ещё до середины дистанции приходилось беречь шины. И если он намеренно отстал от Росберга на три секунды, чтобы растянуть второй отрезок и атаковать в концовке, изменение тактики под давлением Феттеля лишило Хэмилтона какого бы то ни было шанса, - пишет Купер. - Льюис вновь остался недоволен стратегами, но нужно признать, что команда оказалась в трудной ситуации - они пытались сделать всё правильно, без фаворитизма по отношению к кому-то из пилотов, которые могли честно сражаться на трассе. Но среди болельщиков уже укоренилось мнение, что гонщика лишили шанса попробовать что-то новое и победить соперника».
8,5 для Квята
Даниил Квят в Бразилии финишировал на седьмой позиции. Россиянин не обошёлся без мелких критических замечаний по поводу развития гонки, но зарубежная пресса Квята хвалит.
«Россиянин финишировал седьмым и теперь опережает Даниэля на десять очков - вероятно, уже недостижимых. Квят был очень доволен своим квалификационным кругом, но остался разочарован потерей шестого места, когда вперёд вышел Хюлькенберг, - пишут Уильям Эслер и Джеймс Гэллоуэй для Sky Sports. - Впрочем, учитывая скорость машины и не имея возможности противопоставить что-либо двигателям 'Мерседес', Даниил добился максимума, на который в нынешней ситуации способен 'Ред Булл'».
Гонку в Бразилии в исполнении Квята журналисты Sky Sports оценили на 8,5 баллов. Более высоких оценок удостоились лишь трое - по девять баллов получили Росберг, Феттель и Хюлькенберг.
«Риккардо не хочет испортить финал сезона ещё одним тест-драйвом»
В минувшие выходные в Сан-Паулу на трассу впервые вышел новый двигатель «Рено», на который французские инженеры потратили одиннадцать из двенадцати доступных «жетонов». Силовая установка была готова уже к гонке в Остине, но в «Ред Булл» не торопились использовать новинку. И, как выяснилось, были правы.
«Премьера мотора 'Рено' стала разочарованием. Анализ данных GPS показал, что новый двигатель развивает на 20 л.с. меньше, чем старый, - пишет Михаэль Шмидт из Auto Motor und Sport. - В воскресенье в 'Ред Булл' думали вернуть на машину Риккардо старую силовую установку, но тогда австралийцу пришлось бы стартовать с пит-лейна. Есть вероятность, что это была единственная гонка нового мотора в этом году - в Абу-Даби у 'Ред Булл' больше шансов, и Риккардо не хочет испортить финал сезона ещё одним тест-драйвом».
На протяжении всего уик-энда французская марка не покидала заголовки автоспортивной прессы. Сейчас «Рено» является, пожалуй, главным игроком в паддоке - от концерна ждут объявления о покупке «Лотуса» и соглашения с «Ред Булл» о поставке небрендированных моторов на следующий год. Но обе сделки по-прежнему не завершены.
«В конце сентября 'Рено' подтвердили намерение приобрести 'Лотус', с тех пор весь мир ждёт вестей из Парижа. Чем дольше ожидание, тем больше нервозность. Сейчас ситуация находится в руках генерального директора французского концерна Карлоса Гона - человека непредсказуемого, - рассуждает всё тот же Шмидт. - Формула-1 находится в самом низу списка приоритетов Гона, у которого в данный момент проблемы с правительством Франции, 'Ниссаном' и профсоюзами. Крайний срок - 8 декабря, затем 'Лотус' рискует перейти под внешнее управление.
В паддоке сомневаются в том, что Энстоун сможет справиться с трудностями, если помощь со стороны 'Рено' так и не придёт. 'Это будет конец', - шепчутся завсегдатаи мира Гран-при. Что предпримет 'Рено', пока неясно, но решения Гона могут привести к краху ещё двух команд. Если 'Ред Булл' не получит французские моторы, то и 'Торо Россо' не будет смысла покупать 'Феррари'».
Где предпочёл бы оказаться Алонсо?
Очередным провалом ознаменовался Гран-при Бразилии и для «Хонды». За один гоночный уик-энд у Фернандо Алонсо сгорели две силовые установки, а Дженсон Баттон назвал нехватку мощности «пугающей». Двум бывшим чемпионам мира, оказавшимся в одной лодке, пока удаётся сохранять хорошую мину - в Сан-Паулу Алонсо и Баттон развлекали публику как могли.
«Всё, что могут Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон - это смеяться. Беда в том, что одна половина смеётся с ними, а вторая - над ними. Их вылазка на подиум во время квалификации была действительно забавной, а отдых Алонсо на раскладном стуле породил уморительный мем с хэштегом #PlacesAlonsoWouldRatherBe ('места, в которых предпочёл бы оказаться Алонсо' - прим. Чемпионата), - пишет Дэниэл Джонсон под заголовком ''Макларен' - это смешно' на страницах The Telegraph. - Гонщики с нетерпением ждут окончания сезона, в радиопереговорах с командой отчётливо слышно их раздражение. Этот год стал катастрофой, если быть откровенным, 'Макларен' едва ли продвинулся дальше, чем был в начале чемпионата. Коллектив понёс огромный ущерб. А Формула-1 очень нуждается в том, чтобы они, 'Феррари', 'Ред Булл' и остальные догнали 'Мерседес'».
«Он не годится в президенты ФИА»
В дни Гран-при Бразилии террор пришёл на улицы Парижа. Варварские атаки на французскую столицу затронули всю планету, на протяжении всех выходных мир в едином порыве сочувствовал парижанам. Сочувствовала им и Формула-1, но неосмотрительные комментарии Жана Тодта и довольно странная церемония перед стартом гонки подняли массу вопросов, на которые попытались ответить британские журналисты.
«То, как Формула-1 умудрилась испортить столь простую церемонию, как минута молчания в честь погибших в Париже, попросту удручает. Формально Жан Тодт был прав, когда сравнивал число жертв ДТП с количеством убитых в недавних терактах, но это стало проявлением бесчувственности француза, чей главный офис находится в Париже, - пишет The Telegraph. - Да, кампания Тодта по усилению безопасности дорожного движения вызывает восхищение, но сейчас совершенно неподходящее время для его политической повестки дня. Даже закалённые противоречивыми заявлениями Экклстоуна не могли поверить в происходящее. 'Это показало, насколько он глуп, он не годится в президенты ФИА', - сказал в порыве ярости один из них. И после всего этого Тодт так и не прислушался к советам Экклстоуна отменить минуту молчания в честь жертв ДТП. В итоге получился полный бардак: парад пилотов был посвящён Парижу, а на стартовой решётке молчали за дорожную безопасность».